Аполлон Давыдович Лохвицкий родился в 1823 г. в Таганроге в семье полицейского чиновника. В 1841 г. после окончания Московского дворянского института Аполлон Давыдович поступил на службу в канцелярию таганрогского градоначальника. Вскоре молодого чиновника перевели в Главное управление Западной Сибири. С 1857 г. в чине надворного советника Аполлон Давыдович служил в Забайкальском областном правлении, а через два года стал первым вице-губернатором Забайкальского областного правления. С 1865 по 1868 гг. Аполлон Давыдович занимал должность губернатора Якутской области.
В 1868 г. Аполлон Лохвицкий был назначен на должность Енисейского губернатора. На этой должности новый губернатор продолжил дело своего предшественника П. Н. Замятнина по развитию в регионе образования. Стараниями Аполлона Давыдовича были открыты учительская семинария, первый в губернии музей в Минусинске, более десяти народных школ.
За время правления Енисейской губернией Аполлон Давыдович пережил два огромных пожара. Первый из них произошел 27 августа 1869 г. в Енисейске во время нахождения губернатора в этом городе. Енисейск практически полностью выгорел. Второй пожар произошел в Красноярске в ночь с 17 на 18 апреля 1881 г. Огонь уничтожил большую часть строений города. Вскоре после этой трагедии губернатор Лохвицкий ушел в отставку.
1 июля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия и женская прогимназия (в отличие от гимназии в прогимназиях обучение длилось 6 лет вместо 7). Средства на строительство и оснащение учебных заведений собирались путем пожертвований. Первое время из-за нехватки учителей некоторые предметы в гимназии преподавали чиновники губернского правления. Со временем кадровая проблема была решена и были подобраны квалифицированные учителя. В 1878 г. красноярская женская прогимназия была преобразована в гимназию.
Большое внимание в процессе обучения уделялось формированию красивого почерка. Для письма использовались перья, обмакиваемые в чернильницу. Применялись перья разных птиц: вороны, павлина, индюка, лебедя. Однако самыми удобными для письма были гусиные перья. В отличие от перьев других птиц гусиные перья имели толстый стержень, удобный для держания в руке. При наклонном срезе пера обнажалась пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяло реже окунать перо в чернильницу. Кончик гусиного пера хорошо сохранял форму и не требовал слишком частой заточки или, как ее тогда называли, «очинки». От заточки пера во многом зависело качество почерка. Эту операцию обычно делали небольшими складными ножами, прозванными «перочинными». В начале XIX в. стали распространяться более долговечные металлические перья, которые к концу века полностью вытеснили гусиные.
Металлические перья, как и гусиные, приходилось регулярно обмакивать в чернила. Чернильница — неотъемлемый элемент любого письменного стола или ученической парты. Чернильницы изготавливали из разных материалов: камня, стекла, фарфора, металла, а в начале XX в. появились еще и пластиковые — бакелитовые чернильницы.
Еще одним приспособлением, необходимым для письма, была резина в кедровом дереве — прообраз современного ластика. Резиновый стержень, подобно карандашному графиту, помещался в деревянный кедровый корпус. По мере стирания резинового стрежня, требовалось подтачивать деревянный корпус. Резиной в кедровом дереве можно было стирать карандашный или чернильный текст, чтобы поправить ошибку.
Резина в кедровом дереве, представленная в экспозиции, была изготовлена на Первой российской паровой карандашной фабрике В. Ф. Карнаца — крупнейшем производителе пишущих принадлежностей Российской империи. Московская фабрика Карнаца успешно конкурировала с иностранными производителями и не уступала им по качеству продукции.
Основатель фабрики Вильгельм Карнац родился в 1836 г. в Германии. Переехав в нашу страну, он сменил имя на русский манер и стал Василием Федоровичем Карнацем. В 1870 г. он стал купцом 1-ой гильдии, а в 1882 г. приобрел в Москве карандашную фабрику. К началу XX в. продукция фабрики Карнаца пользовалась огромным спросом по всей России.
Пенал ученический. Конец XIX в.
Резина в кедровом дереве «В.Ф. Карнац» для карандаша и для чернил. 1900-е
Чернильница в футляре. Конец XIX в.
Чернильница. Конец XIX в.
Чернильница на подставке из черной пластмассы. Первая половина XX в.
Ручка в виде веретенца с пером и подставка
Программа обучения в гимназии была насыщенной. За восемь лет учебы требовалось освоить четыре языка. Два языка были классическими: латинский и греческий. Они в повседневной жизни во второй половине XIX в. практически не употреблялись. Однако латинский язык мог пригодиться для чтения научной литературы, а греческий — для религиозных православных текстов.
Французский язык до первой половины XIX в. был широко распространен среди дворян. Однако к концу XIX в. все большее распространение получал немецкий язык, а в некоторых частных гимназиях преподавался и английский язык.
Все гимназисты носили форму. Мальчики в качестве парадной формы надевали однобортный полукафтан, который застегивался на 9 гладких пуговиц. До 1868 г. полукафтан носили темно-зеленого цвета, затем была введена темно-синяя форма.
Повседневной одеждой гимназистов служили блузы-рубахи или гимнастерки черного или темно-синего цвета с ремнем на поясе. Особым шиком среди учащихся считалось начищать как можно ярче пряжку ремня. Брюки были черного или темно-синего цвета. На ногах черные ботинки на шнуровке. Головным убором гимназистов служила фуражка с черным козырьком.
Женская форма состояла из коричневого платья с высоким воротником и фартука — черного повседневного и белого праздничного. Гимназическая форма могла иметь некоторые различия в зависимости от учебного заведения.
Мундирчик гимназический темно-зеленого цвета, вторая половина XIX в.