Степанов Александр Петрович, губернатор Енисейской губернии

Степанов Александр Петрович

Годы руководства: 1823−1831
Александр Петрович Степанов родился 4 мая 1781 г. в Калужской губернии. Будущий енисейский губернатор, получив образование в пансионе Московского университета, поступил на военную службу в гвардию. Во время Итальянского похода 1799 г. он служил в штабе А. В. Суворова. В 1801 г. Александр Степанов вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. С 1804 г. он служил прокурором в г. Калуге. Во время войны 1812 г. Александр Петрович вновь поступил на военную службу и занимался снабжением армии продовольствием. По окончании войны вышел в отставку, поселился в собственном имении, занимался литературной и научной деятельностью.

В 1822 г. Александр Петрович Степанов был назначен губернатором вновь образованной Енисейской губернии. Усилиями первого губернатора в Красноярске появились аптека, больница, Приказ общественного призрения (учреждение, в ведении которого находились школы, больницы, приюты, богадельни), типография, библиотека, шесть работных домов для ссыльных, учреждено первое научное общество «Беседы о Енисейском крае» и был издан литературно-краеведческий «Енисейский альманах на 1828 год». Для предотвращения голода Александр Петрович открыл сеть хлебных магазинов (складов продовольствия). Губернатор активно боролся со злоупотреблениями чиновников и обременением крестьян податями.

В 1831 г. первый енисейский губернатор был смещен со своего поста. По одной из версий, виной тому стало гуманное отношение главы региона к ссыльным декабристам.

Александр Петрович Степанов умер 25 ноября 1837 г. Похоронен в родовом имении в Калужской губернии.
Уйдя в отставку, Александр Петрович жил в своем имении в селе Троицком Калужской губернии. Здесь он занимался литературной деятельностью: сочинял стихи, писал романы, а также создал двухтомный труд «Описание Енисейской губернии». Это работа до сих пор имеет важное научное значение.
Одной из заслуг Александра Петровича является создание Городского сада, который в наше время известен как Центральный парк. Первоначально он представлял собой часть соснового леса, простиравшегося в окрестностях Красноярска. Со временем сад развивался. Так при губернаторе В. К. Падалке в саду были построены здание общественного собрания, деревянная веранда-флигель, павильон для музыкальных и театральных вечеров. В начале XX в. на территории Городского сада была построена беседка в китайском стиле, украшенная колокольчиками, которую стали называть «китайская беседка».
Китайская беседка в городском саду Красноярска
Китайская беседка в городском саду Красноярска
Китайская беседка в городском саду. Начало ХХ в.
Поддержание сада и работы по благоустройству требовали немалых средств. Чтобы не тратить бюджетные средства, городской сад в конце XIX века был передан в пользование общественного собрания, которое сделало посещение сада платным. Красноярская общественность была этим недовольна и требовала сделать посещение сада свободным.

Срок аренды городского сада Общественным собранием истек в 1909 г. и садовая комиссия предполагала сад оставить во владении городом и сделать бесплатным, однако городская управа в 1910 г. вновь сдала сад в аренду за 4000 рублей клубу Вольно-пожарного общества, предоставив ему право взимать плату по 10 копеек за вход, а с малолетних учащихся — по 5 копеек.
Объявление Красноярской городской садовой комиссии
Объявление Красноярской городской садовой комиссии. Красноярск. 1917 г.
Городской сад был излюбленным местом отдыха горожан. Прогуливаясь по дорожкам сада, нарядно одетые дамы обмахивались веерами. В то время были популярны веера, изготовленные в Китае и украшенные рисунками в восточном стиле. Как, например, веер, принадлежавший Юлии Петровне Матвеевой, супруги городского головы Красноярска и дочери одного из богатейших в городе купцов Петра Ивановича Кузнецова.
Блузка, юбка, зонт от солнца, веер
Блузка, юбка, зонт от солнца женские (начало XX в.); веер Ю. П. Матвеевой (конец XIX в.)
Для печатания газет и книг применяются типографские клише. Наряду с наборными клише, которые необходимы для печатания различных текстов, использовались и монолитные для заголовков и других многократно повторяющихся фраз и названий.
Типографское клише
Клише типографское на деревянном бруске. Конец ХIХ в.
Текст: «Дневной журналь Съ 1го января 1828 года»
В 1934 г. Городской сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького, а с 2002 г. называется Центральным парком. Почти за два столетия со дня основания городской сад претерпел значительные изменения и сократился по площади. В наши дни мы знаем о первоначальном облике парка не только из воспоминаний современников, но и по фотографиям. В конце XIX—XX вв. появилось немало фотолюбителей, которые использовали «ручные» камеры, отличавшиеся от павильонных штативных своей компактностью.
Сидя на скамейках в тени под раскидистыми ветвями деревьев, посетители сада наслаждались природой, беседой с друзьями и чтением газет. В 1857 г. появилась первая в губернии газета «Енисейские губернские ведомости». Газета состояла из двух частей. В первой публиковалась официальная информация: тексты указов, распоряжений. Вторая, неофициальная, часть включала различные объявления, фельетоны, статьи исторического и краеведческого характера, рассказы, стихи. С этой газетой сотрудничали многие известные в городе публицисты и общественные деятели.
Газета Енисейские губернские ведомости
Газета. Енисейские губернские ведомости № 29. 22 июля 1889 г. Орган Енисейского губернского управления
В 1828 г. к 200-летию основания Красноярска при поддержке губернатора А. П. Степанова в Москве был издан «Енисейский альманах на 1828 год» (редактор И.М. Петров). В книгу вошли произведения енисейских литераторов: сатирика И. И. Варламова, поэтов А. Кузьмина, И. Петрова, С. Рассказова и других. Губернатор принял участие не только в издании сборника, но и сам стал одним из авторов книги. В сборнике публиковались и произведения столичных авторов И. И. Козлова, историка А. И. Матросов и других.

Большинство художественных произведений выдержаны в традициях русского романтизма первой четверти XIX в. Выход «Енисейского альманаха» приветствовали столичные критики.